Давление в мотоколесах
Если вы покупали свой мотоцикл новым, в салоне официального дилера, то на нем обязательно должна быть наклейка с указанием рекомендованного давления для переднего и заднего колеса. Как правило, эту информацию размещают на заднем маятнике мотоцикла. В дальнейшем, большинство мотоциклистов ориентируются именно на указанные в ней цифры, наивно полагая, что имеют оптимальное давление на все случаи жизни. На самом же деле указанные на маятнике величины, в лучшем случае, подойдут для резины, которой мотоцикл комплектуется на заводе.В реальности, для того чтобы подобрать оптимальное давление в колесе, нам нужно учитывать не только модель мотоцикла, но и модель резины, вес пассажиров и багажа, а так же условия данной конкретной поездки. И первое, от чего нужно отталкиваться – модель резины, установленная на мотоцикл. Каждый производитель мотоколес размещает на своем сайте информацию о рекомендованном давлении в каждой из моделей его покрышек.
В этих данных намного лучше учтены особенности не только типа интересующей нас моторезины (туристическая, спортивная, и т.д.), но и конструктивные особенности каждой модели и примененные в ней технологии. Особенно это актуально когда мотоцикл используется «не по прямому назначению».
Например, когда на спортбайк устанавливают туристическую резину и отправляются в путешествие; или когда дорожник начинают использовать для тренировок на картодроме с установкой бескомпромиссных гоночных сликов. Помните, в таких случаях ориентироваться нужно не на рекомендации производителей мотоцикла, а на информацию инженеров, разработавших вашу модель покрышки.
Но и это ещё не всё! Если вернуться на землю и посмотреть на реальные условия эксплуатации моторезина, то мы увидим, что на одних и тех же покрышках кто-то ездит на работу и к месту тусовки, кто-то колесит по соседним областям и странам, а кто-то не вылезает с картодрома. Как корректировать давление в каждом из этих случаев?
Общие рекомендации будут достаточно просты. Предположим, вы имеете дорожный мотоцикл с указанным на маятнике рекомендованным давлением: 2,25 BAR – на переднем, и 2,5 BAR – на заднем колесе. Если у вас установлены дорожные или дорожно-спортивные шины, то такое давление подходит больше для туристической поездки на слегка груженом мотоцикле. В этом случае пятно контакта будет меньше, покрышка будет меньше проминаться, и соответственно, её износ будет идти медленнее. Если вы путешествуете с пассажиром и несколькими кофрами на очень длинные расстояния и на высоких скоростях, то лучше поднять давление в заднем колесе до 2,8 – 3,0 BAR.
После пробега в несколько тысяч километров в таком режиме на заднем колесе, скорее всего, образуется ровная сточенная площадка. Но каркас шины не пострадает, и опасности её разрушения не возникнет. Давление в переднем колесе не стоит поднимать выше 2,5 BAR на мощных тяжелых мотоциклах, и 2,3 BAR – на среднекубатурной технике. Если поднять давление в переднем колесе ещё больше, то ресурс покрышки от этого не увеличится, а вероятность потери сцепления на торможении возрастет.
В городе чаще всего мотоциклисты ездят без пассажира, совершают больше маневров, ускорений и торможений. Важность ресурса покрышки в этом случае уступает место сцепным свойствам. Цена ошибки, потери сцепления и незапланированного скольжения может быть неоправданно высока. В этих условиях на среднестатистическом мотоцикле, имеющем вес около 200 кг., в дорожных и спортивных шинах имеет смысл поддерживать давление около 2,2 BAR в обеих покрышках. Тем самым мы увеличиваем пятно контакта и помогаем резине быстрее прогреться для лучшего сцепления. Естественно, ресурс покрышки при понижении давления снижается. Но необходимо отдавать себе отчет, что важнее: долговечность резины или запас сцепления с дорогой.
На мощных литровых мотоциклах нагрузки на заднее колесо – а, следовательно, и износ – ещё выше. И только сам владелец выбирает баланс между сцеплением с дорогой и скоростью износа заднего колеса.
Наконец, картодром или гоночный трек. Место, где ресурс покрышки не играет никакой роли. Важны только сцепные параметры резины с полотном гоночной трассы. Многочисленные эксперименты и опыты, предпринимаемые людьми, регулярно испытывающими мотоциклы на картодромах и гоночных треках – мотожурналистами, экспертами и спортсменами – показывают, что большинство спортивных, дорожных и дорожно-туристических шин обеспечивают лучшее сцепление с трассой при давлении 2,1 BAR – на переднем колесе, и 1,9 BAR – на заднем, на холодных покрышках. Для некоторых моделей резины эта величина может незначительно отличаться, но в большинстве случаев её разница укладывается в погрешность обычного манометра, произведенного в Китайской Народной Республике.
Дальнейшее снижение давления не добавляет сцепных свойств, и лишь ухудшает управляемость мотоцикла. Когда давление в переднем колесе опускается ниже 1,9 BAR, при поворотах руль мотоцикла начинает подламывать, то есть, он пытается довернуть в сторону поворота. Если же задняя покрышка теряет давление до 1,6 BAR, то в поворотах задняя часть мотоцикла начинает плавать по асфальту, появляется ощущение, лучше всего характеризуемое словом «размазня».
Учитывая, что давление, применяемое на спортивных трассах, позволяет в наибольшей степени реализовать сцепные свойства моторезины, многие используют его и при движении в городе, где запас по держаку может здорово помочь при выполнении объездного маневра или при экстренном торможении. Но необходимо понимать, что износ покрышки при таком давлении будет выше, а её ресурс – меньше.
Отдельного упоминания заслуживают мощные спортбайки, на маятниках которых часто указывают рекомендованное давление 2,5 – 3,0 BAR. Необходимо понимать, что подобные мотоциклы гораздо интенсивнее изнашивают покрышки. И ресурс одной и той же модели заднего колеса на дорожном мотоцикле и на каком-нибудь «Эрадин» будет отличаться в 2 раза. Отчасти рекомендованное высокое давление позволяет немного продлить нелегкую жизнь «баллонов» на таких мотоциклах. Но не стоит питать иллюзий. При попытке пройти поворот «с коленочкой» такое высокое давление в колесе легко может отправить вас «в скользячку».
Если же вы регулярно тренируетесь на спортивных трассах, то, скорее всего, на вашем мотоцикле уже стоят специальные гоночные покрышки. Как уже было сказано, эта резина отличается особым тепловым режимом. И если для обычной спортивной резины рабочей считается температура 50°С – 60°С, то температура гоночной резины в прогретом состоянии достигает 100°С. Естественно, давление в такой резине на последних кругах гонки и в холодном состоянии серьезно различается.
Как правило, давление в заднем колесе «на холодную» в таких покрышках колеблется от 1,4 BAR до 1,6 BAR, а в переднем – от 1,5 BAR до 2,1 BAR. Такие низкие величины часто шокируют новичков, увидевших на заднем маятнике своего нового «литрового» спортбайка цифры 2,9 BAR. Но именно такие показатели позволяют шинам быстро прогреться до расчетной температуры и повысить давление в колесах до рабочих значений.
В этом случае, если вы не многоопытный спортсмен-шоссейник, играющий с давлением в колесах, подстраивая поведение мотоцикла под особенности различных трасс, рекомендуем строго придерживаться величин, рекомендованных для вашей конкретной гоночной резины её производителем.