Срок службы моторезины
Споры потребителей по поводу возраста шины не утихают уже несколько сезонов. Приобретая мотоциклетную или скутерную резину, нам часто задают один и тот же вопрос: «А резина свежая?». Если слышат в ответ: «45 неделя 2017 года», не говоря уже о 2016-15 годах, разочарованно произносят: «Такая старая?! Нам бы «свеженькую».Предлагаю вместе разобраться в мифе «о старых шинах».
Для начала определимся с пониманием используемых терминов: гарантийный срок хранения, старение шины и срок службы (период эксплуатации) шины.
1. Срок хранения – определенный период, на протяжении которого товар, при соблюдении установленных правил хранения и эксплуатации, сохраняет все свои свойства.
Согласно законодательству РФ ГОСТ 5652-89 «Шины пневматические для мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов Технические условия» п.п. 5.2. Гарантийный срок хранения шин – пять лет с недели изготовления; шины 2,50/85-6 – четыре года с недели изготовления.
Сроки хранения в течение пяти лет устанавливают не из-за того, что после этого шина испортится, а потому, что, по закону, производитель не имеет права установить меньший срок гарантии.
Таким образом, при стандартном хранении шин на складе до 5 лет, по своим техническим характеристикам их можно считать «новыми».
Более того, в технических характеристиках производителей шин, вообще отсутствует понятие «гарантийный срок хранения». Наглядный пример см. ниже:
2. Что такое старение шины? Старение шины – это физическое состояние покрышки, которое определяется исключительно условиями хранения и использования. Например, если новая шина будет установлена на припаркованный скутер или храниться рядом с трансформатором (озон оказывает пагубное влияние) или радиатором отопления, естественно, на ее боковинах могут появиться необратимые повреждения – трещины, что ухудшит ее характеристики и способность удерживать давление.
Новая шина имеет слой консервации, который стирается после 300 км пробега, и только после этого резина начинает «сохнуть» («стареть»).
Возраст шин при стандартном хранении – малозначительный, не определяющий фактор, на который не следует ориентироваться при их покупке.
Шина считается старой и подлежит замене при достижении законодательно или технологически допустимой остаточной глубины рисунка протектора хотя бы на одном участке. Законодательством России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.10.1996 № 1090 (ред. от 24.12.2018 г.) «О правилах дорожного движении» , «ПДД РФ, 5. Колеса и шины». 5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более: для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1 мм; для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 - 1,6 мм; для транспортных средств категорий M2, M3 - 2 мм (категория L – мототранспортные средства, в том числе: мопеды, мотовелосипеды, мокики…).
Для сравнения, допустимая остаточная глубина протектора в Германии составляет 1,6 мм, во Франции, Великобритании и США – 1,0 мм.
3. Что же такое срок службы шины? Это период эксплуатации, установленный соответствующим заводом-изготовителем. Как мы видим на графике выше, срок службы покрышек Michelin составляет 10 лет при соблюдении рекомендаций по хранению, скоростным интервалам, нагрузкам и ежегодной проверки шин специалистом после 5 лет эксплуатации.
Британская ассоциация производителей резиновых изделий рекомендует приобретать в течение 6 лет шины с даты изготовления, соответственно, с последующей эксплуатацией в течение 10 лет (в абзаце использована информация с официального сайта www.avontyres.com/en-gb/contact.
Английский производитель шины «Avon» рекомендует приобретать в течение 5 лет шины с даты изготовления, соответственно, с последующей эксплуатацией в течение 10 лет.
Однако, точно предсказать срок службы шины практически невозможно, поскольку факторы, влияющие на старение шины, разнообразны.
Из вышесказанного следует вывод, что, не следует путать срок службы шины с процессом ее старения и хранения. Т.е покрышка 2016 года, приобретаемая в 2019 году, - Н О В А Я.